13:29 Завтра, 10 февраля, у девятиклассников волнительное испытание – Итоговое собеседование | |
10 февраля 2021 г. девятиклассникам придётся пройти через волнительное испытание – Итоговое собеседование. Это устный экзамен по русскому языку, без успешной сдачи которого ученик не получит допуска к ОГЭ. Как успешно сдать Итоговое собеседование? Ответим на общие вопросы КОГДА Я ЖДУ СВОЕЙ ОЧЕРЕДИ, МОЖНО ЛИ ПОГОВОРИТЬ С ОДНОКЛАССНИКАМИ, КОТОРЫЕ УЖЕ СДАЛИ? Нет. По регламенту ученики, ожидающие своей очереди, не должны пересекаться с теми, кто уже прошёл процедуру Итогового собеседования. ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ИТОГОВОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ? Итоговое собеседование 2021 состоит из 4 частей: 1. Чтение (2 балла); 2. Пересказ (5 баллов); 3. Монолог (3 балла); 4. Диалог (2 балла). Также оценивается наличие ошибок в речи: 4 балла за задания №1-2 и 4 балла за задания №3-4. Всего 20 баллов. СТАВИТСЯ ЛИ ОЦЕНКА ЗА ИТОГОВОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ? Оценка за собеседование не ставится. Есть два варианта – либо незачёт (0-9 баллов из 20), либо зачёт (10-20 баллов из 20). Не стоит из кожи вон лезть, чтобы набрать максимум. Главное – спокойно перейти порог в 10 баллов. Желательно с запасом в несколько баллов. СТОИТ ЛИ БОЯТЬСЯ НЕЗАЧЁТА? Не стоит. Если не получить зачёт с первой попытки, то будет ещё две попытки. Пересдачи назначены на 10 марта 2021 г. и 17 мая 2021 г.. Ничего страшного в пересдачах нет. Воспринимайте пересдачи не как пересдачи экзамена, а как дополнительные попытки сдать экзамен. МОЖНО ЛИ ПЕРЕСДАТЬ ИТОГОВОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ, ЕСЛИ НЕ ЯВИТЬСЯ ПО НЕУВАЖИТЕЛЬНОЙ ПРИЧИНЕ? Нет. Пересдать можно либо в случае получения незачёта, либо в случае неявки по уважительной причине. Поэтому в любом случае (даже если на 100% уверены, что не сдадите) нужно попробовать сдать этот экзамен. КОГДА БУДУТ РЕЗУЛЬТАТЫ? В течение 5 календарных дней. Возможно, многие узнают результаты в день экзамена. ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ У МЕНЯ ДЕФЕКТ РЕЧИ? Итоговое собеседование создано НЕ для того, чтобы «отсеять» тех, у кого дефект речи. Оно создано, чтобы развить навыки чтения, пересказа и спонтанной речи. Наличие дефектов речи не влияет на оценку ответа. К тому же учителя – понимающие люди, и будут относиться более лояльно к ученикам с дефектом речи, потому что таким ученикам сложнее выполнять задания Итогового собеседования. Если дефекты речи абсолютно не позволяют выполнять задания, то должна быть рекомендация ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии). МОЖНО ЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ НЕФОРМАЛЬНУЮ ЛЕКСИКУ? Нет, при использовании неформальной лексики («классно», «крутой», «фоткать» и т.п.) будут сниматься баллы. ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ПОСЛЕ ПРОИЗНЕСЕНИЯ СЛОВА Я СРАЗУ ЖЕ ПОНЯЛ(А), ЧТО НУЖНО БЫЛО ПРОИЗНЕСТИ СЛОВО ПО-ДРУГОМУ? Тут же исправьте ошибку. В этом случае ошибка засчитана не будет. ЗАДАНИЕ 1. ЧТЕНИЕ Время на подготовку: 2 минуты Время на выполнение: до 2 минут Что самое важное: ТЕМП ЧТЕНИЯ и ИНТОНАЦИЯ. КАКОГО РАЗМЕРА БУДЕТ ТЕКСТ? В тексте будет 160-200 слов. Для сравнения: в демоварианте размер текста составляет 177 слов. ЧТО ДЕЛАТЬ 2 МИНУТЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ? ● Прочитать про себя текст (лучше дважды). ● Продумать, как правильно произнести даты, цифры, названия, фамилии, имена, отчества. ● Начать готовиться к пересказу, запоминая главные мысли. МОЖНО ЛИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЧТЕНИЮ ВЫПИСЫВАТЬ СЛОВА В ПОЛЕ ДЛЯ ЗАМЕТОК? Нет, поле для заметок выдаётся, когда ученик приступает к заданию №2. МОЖНО ЛИ ДЕЛАТЬ ПОМЕТКИ В ТЕКСТЕ? Да, можно. МОЖНО ЛИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЧИТАТЬ ТЕКСТ ВСЛУХ? Да, можно. НАСКОЛЬКО БЫСТРО ЧИТАТЬ ТЕКСТ? Если Вы уложитесь в 2 минуты, то получите +1 балл за темп речи, поэтому не следует читать слова слишком медленно (по слогам). Также нежелательно читать текст очень быстро (многие ученики слишком торопятся). Не торопитесь! КАК ДЕЛАТЬ МЕНЬШЕ ОШИБОК? Во время чтения ведите пальцем по тексту. Этот приём многим помогает. КАКУЮ ОШИБКУ БУДЕТ ОБИДНО ДОПУСТИТЬ? Апробация показала, около 30% девятиклассников не умеют «считывать» знак ударения в словах. Постарайтесь не быть среди тех 30%, кто неправильно ставит ударение в слове, где уже указано, на какую букву падает ударение ЧТО САМОЕ СЛОЖНОЕ В ЗАДАНИИ? В ЛЮБОМ тексте будут встречаться цифры, и иногда их непросто произнести правильно. Самое сложное – это склонение числительных. Например, очень часто встречается ошибка, когда говорят «более пятиста (шестиста и т.д.)» вместо «более пятисот (шестисот и т.д.)». МОГУТ ЛИ ПОПАСТЬСЯ СЛОВА СО СЛОЖНЫМ УДАРЕНИЕМ? Да, могут попасться, но могут и НЕ попасться. Советуем изучить ударения в сложных словах, ведь всё равно через 2 года при подготовке к ЕГЭ придётся учить ударения. Однако не стоит бросать ВСЕ силы на изучение ударений, тем более что разрешается допустить одну орфоэпическую ошибку (ошибку, связанную с ударениями). НУЖНО ЛИ РАСШИФРОВЫВАТЬ АББРЕВИАТУРЫ? Нет. Если написано «СМИ», «МГУ» и т.п., то так и произносим без расшифровки. Если даны инициалы человека (А.С. Пушкин), то произносим фамилию без инициалов (Пушкин). КАКАЯ ДОЛЖНА БЫТЬ ИНТОНАЦИЯ? Интонация должна соответствовать пунктуационному оформлению текста (так звучит критерий). Поэтому следует обращать внимание на знаки препинания. Подробности мы привели в табличке: Совет: не следует бросать все силы на правильную интонацию. Она оценивается всего 1 баллом. 1 балл дадут, даже если в единичных случаях интонация была неверной. 0 поставят лишь при условии, что текст в целом был прочитан монотонно. Следующие задания куда важнее, они принесут намного больше баллов. ЗАДАНИЕ 2. ПЕРЕСКАЗ Время на подготовку: 2 минуты Время на выполнение: до 3 минут Что самое важное: не упустить микротемы; не сделать фактических ошибок; включить цитату в пересказ. КАКАЯ СТРУКТУРА У ТЕКСТА? Большинство текстов имеют одну и ту же структуру. Во введении автор подводит читателя к основной части. В основной части раскрывается тема. В заключении автор делает вывод. Именно от этой структуры следует отталкиваться при работе с текстом КАК СПРАВИТЬСЯ С ПЕРЕСКАЗОМ ТЕКСТА? 1. Читаем текст про себя, подчёркивая ключевые слова (главные мысли и идеи). 2. Определяем окончательно, какова главная мысль в каждом из абзацев. 3. Думаем, в какое место поставить цитату. 4. Пытаемся запомнить главные мысли. 5. По истечении времени не торопясь пересказываем, плавно переходя от одной мысли к другой. НУЖНО ЛИ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ ТЕКСТ ПОДРОБНО? Как думаете, за что дадут больше баллов – за 2 подробно пересказанных абзаца или за 4 кратко пересказанных абазаца? Эксперты советуют пересказывать текст подробно, однако критерии не требуют подробного пересказа. Куда важнее запомнить все микротемы. Вычлените из каждого абзаца по одной мысли (по 1-2 небольших предложения) и соедините мысли воедино. Если Вы будете пытаться запомнить текст подробно, то можете не успеть запомнить все микротемы. КАК СЖИМАТЬ ТЕКСТ? Для сжатия текста нужно время, которого у Вас практически не будет. Поэтому основная задача – это запомнить основные мысли, опорные слова. При желании можете ознакомиться с приёмами сжатия текста, которые пригодятся на изложении ОГЭ. Так Вы поймёте, какую информацию можно сразу отбросить. СКОЛЬКО МИКРОТЕМ В ТЕКСТЕ? Как правило, 1 абзац = 1 микротема. Будет полезно подсчитать количество абзацев и держать это число в уме при пересказе, чтобы не упустить микротемы. Для облегчения задачи можете загибать пальцы на каждой микротеме. СНИЗЯТ ЛИ БАЛЛЫ, ЕСЛИ Я ПЕРЕПУТАЮ ПОРЯДОК МИКРОТЕМ? Нет, не снизят. Главное – озвучить все микротемы. Поэтому если Вы по ходу пересказа вспомнили, что пропустили микротему, то добавьте её. За отсутствие микротемы балл снизят, за изменённый порядок микротем – не снизят. МОЖНО ЛИ ЧТО-ТО ПОДЧЁРКИВАТЬ С ТЕКСТЕ? Да, можно. Для успешного пересказа даже нужно. Обязательно подчёркивайте в тексте ключевые слова и старайтесь их запомнить. Ключевые слова облегчат пересказ. СЛЕДУЕТ ЛИ В ПЕРЕСКАЗЕ ОЗВУЧИВАТЬ ТОЧНЫЕ ЦИФРЫ И НАЗВАНИЯ? Не советуем. Если Вы ошибётесь в названии, в году, в каких-то цифрах, то будет засчитана фактическая ошибка. А это минус 1 балл. Поэтому озвучивайте цифры и названия, только если на 100% уверены, что они верны. НУЖНО ЛИ УЧИТЬ ЦИТАТУ? Нет, цитата будет у Вас перед глазами во время пересказа (как и поле для заметок). В КАКОМ МЕСТЕ ПОСТАВИТЬ ЦИТАТУ? Всё зависит от текста. В каком-то тексте уместно добавить цитату в начале (сначала вводное предложение, а потом цитата). В каком-то – в середине текста. Чаще всего (но не всегда) цитату лучше поставить ближе к концу текста. КАК ВКЛЮЧИТЬ ЦИТАТУ В ТЕКСТ? Чтобы цитата была логична, нужно слово-связка («недаром» / «неслучайно» / «не зря»). Советуем использовать прямое цитирование, потому что при косвенном можно ошибиться. Пример: «Кулибин – Архимед наших дней» (Г.Р. Державин) ПРЯМОЕ ЦИТИРОВАНИЕ: Недаром Державин утверждал: «Кулибин – Архимед наших дней». КОСВЕННОЕ ЦИТИРОВАНИЕ: Недаром Державин утверждал, что Кулибин – Архимед времени, в котором он жил. (При косвенном цитировании нельзя сказать «наших дней», потому что Кулибин жил более 200 лет назад, а мы должны перевести цитату в косвенную речь. В этом можно запутаться). ВЫВОД: ИСПОЛЬЗУЙТЕ ПРЯМОЕ ЦИТИРОВАНИЕ, А НЕ КОСВЕННОЕ! КАК ЗАКОНЧИТЬ ПЕРЕСКАЗ? Если последний абзац (вывод) начать с вводного словосочетания «таким образом», то текст с большинстве случаев (но не всегда) будет звучать цельно и логично. ЗАДАНИЕ 3. МОНОЛОГ Время на подготовку: 1 минута Время на выполнение: до 3 минут Что самое важное: составить рассказ минимум из 10 фраз в рамках выбранной темы. ЧТО ВЫБРАТЬ – ОПИСАНИЕ, ПОВЕСТВОВАНИЕ ИЛИ РАССУЖДЕНИЕ? НЕ ВЫБИРАЙТЕ РАССУЖДЕНИЕ!!! Это самый сложный тип монолога. Если в повествовании и описании у Вас есть на что опереться (цепочка событий в памяти или картинка на столе), то в рассуждении нужно думать на ходу. Одной минуты для составления полноценного рассуждения недостаточно! Если в повествовании нужно рассказать о чём-то хорошо знакомом, то выбирайте повествование. Если чувствуете, что с повествованием будет сложно, то берите описание. МОЖНО ЛИ ПОСМОТРЕТЬ НА ФОТО ПРИ ВЫБОРЕ ТЕМЫ МОНОЛОГА? Да, можно. МОЖНО ЛИ ПОМЕНЯТЬ ТЕМУ ПОСЛЕ ЕЁ ВЫБОРА? Нет, выбрать тему можно только один раз. ОПИСАНИЕ НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЯ? Монолог должен состоять не просто из отдельных предложений. Нужно, чтобы эти предложения были связаны друг с другом, чтобы получился цельный рассказ. ФОТОГРАФИЯ БУДЕТ ЦВЕТНОЙ ИЛИ ЧЁРНО-БЕЛОЙ? Чёрно-белой. ЕСТЬ ЛИ В ЗАДАНИИ ПОДСКАЗКИ? Да, перед Вами будут лежать «подсказки» – пункты плана из карточки, в которых написано, о чём следует рассказать. Однако Вы не обязаны следовать этим пунктам. ПЛОХО ЛИ, ЕСЛИ В МОЁМ ОТВЕТЕ БУДЕТ СЛИШКОМ МНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЙ? Лучше ответить много, чем мало. Если будет явный перебор предложений, то экзаменатор Вас остановит, сказав: «Достаточно». Однако в этом нет ничего плохого, за это баллы не снизят. НУЖНО НАБРАТЬ 10 ФРАЗ. ЭТО 10 ПРЕДЛОЖЕНИЙ? Нет, если предложение сложное, то каждая грамматическая основа – это отдельная фраза. Пример: «Я мечтаю успешно сдать экзамены, но моя подготовка затягивается» – это 2 фразы. КАК ОПИСЫВАТЬ ФОТОГРАФИЮ? Обратите внимание на название темы. Именно от темы нужно отталкиваться и строить монолог. Помочь в описании фото помогут следующие вопросы: ● Кто изображён на фотографии? ● Как он выглядит? ● Какое у него выражение лица? ● Где он находится? ● Когда было сделано фото? ● Кто, по Вашему мнению, сделал этот снимок? ● Чем он занят? ● О чём он, возможно, думает? ● Какие чувства он, скорее всего, испытывает? ● Что больше всего привлекает в фотографии? ● Какие мысли/чувства/переживания вызывает снимок? СЛОВА-СИНОНИМЫ: ● Фотография: снимок, кадр, изображение, фото, фотоснимок. ● Фотограф: автор фотографии, автор снимка. ● Внешний вид: облик, очертание, наружность. ● Сфотографировать: сделать снимок, снять, запечатлеть. ● Изобразить: показать, воспроизвести, представить, воссоздать, отобразить, передать, запечатлеть, зафиксировать, остановить мгновение. ● Увидеть: заметить, приметить, усмотреть, подметить, посмотреть, уловить, разглядеть, рассмотреть. КЛИШЕ: ● Предложенная для описания фотография интересна тем, что... ● При первом взгляде на фотографию… ● На фотографии мы видим… ● Фото несёт в себе определённое настроение:… ● Если внимательно посмотреть на изображение, то… ● Передать атмосферу события помогает… ● Автор снимка запечатлел… ● На фотографии изображён(-ы)… ● Слева (справа/вверху/внизу) виднеется… ● Завершая описание, хочется отметить… ● Своё описание хочется закончить (чем?)… ПРИМЕРНЫЙ ШАБЛОН ОПИСАНИЯ ФОТОГРАФИИ 1. Передо мной интересная фотография. 2. Я думаю, что на ней изображён(а) … (поход / рыбалка / последний звонок и т.д.) 3. Давайте рассмотрим изображение внимательнее. 4. Перед нами … (школьный двор / зал музея / комната и т.д.) (Если это улица или природа, то описать погоду и время дня). 5. Мне кажется, фотографию сделал …(учитель / родитель / друг ребят, которые изображены на фото). 6. На фотографии мы видим … (девочек / двух юношей / много выпускников) 7. Они … (описать внешний вид, одежду, чем заняты) 8. Их лица (его лицо, её лицо) … (радостны, печальны, сосредоточенны), потому что … 9. Я считаю, что снимок получился удачным и атмосферным. 10. Мне понравилась эта фотография, потому что она чётко передаёт чувства и эмоции присутствующих (присутствующего) на ней. ПОВЕСТВОВАНИЕ. КАК СОСТАВИТЬ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ? Помочь в составлении рассказа помогут следующие вопросы: ● Как событие планировалось? ● Как велась подготовка? ● Как событие начиналось? ● Когда произошло событие? ● Где произошло событие? ● Кто были участниками события? ● Чем завершилось событие? ● Каковы были эмоции у участников события (понравилось? хотели бы его повторить ещё раз?)? ● Почему именно это событие стало для Вас запоминающимся? СЛОВА-СВЯЗКИ: ● Однажды… ● Сначала… ● Потом… ● Далее… ● Затем… ● После этого… ● В итоге… ПРИМЕРНЫЙ ШАБЛОН РАССКАЗА 1. Я хочу рассказать об одном интересном событии – … 2. Туда я отправился вместе с (классом/семьёй/друзьями). 3. Наша (поездка/экскурсия) состоялась (указать примерную дату). 4. К этому мероприятию мы готовились заранее: … (читали об этом / изучали материалы / собирали вещи). 5. И вот наступил долгожданный день. 6. Во время (поездки/экскурсии/путешествия/мероприятия) мы побывали (в / на)… 7. Кроме того, мы увидели … 8. Самым интересным оказалось …, так как … (получили много впечатлений / получили полезный опыт) 9. Мне (понравилась эта / понравился этот / понравилось это) …, потому что … (мы хорошо провели время / мы узнали много нового) 10. Мне бы хотелось снова принять участие в подобном мероприятии. РАССУЖДЕНИЕ. КАК СОСТАВИТЬ РАССУЖДЕНИЕ? 1. Сформулируйте тезис (мысль, которую вы будете доказывать). 2. Подберите доказательства (примеры, которыми подтверждается тезис). 3. Сделайте вывод. Помочь в составлении рассказа помогут следующие вопросы: ● В чём причина данного явления? ● Что из этого следует? ● К чему приводит данное явление? ● Что оно значит? КАКОВА СТРУКТУРА РАССУЖДЕНИЯ? Структура такая же, как и в сочинении ОГЭ: тезис → доказательства → вывод СЛОВА-СВЯЗКИ: ● Я думаю… ● Возможно… ● Вероятно… ● По-видимому… ● Таким образом… ПРИМЕРНЫЙ ШАБЛОН РАССУЖДЕНИЯ 1. Мне предложили порассуждать на интересную тему. 2. (Произнести заданную для монолога тему). 3. Попробую изложить свою точку зрения. 4. Итак, (прочитать первый предложенный вопрос). 5. Думаю, что ... (ответ на первый предложенный вопрос). 6. (Ответ на второй предложенный вопрос), потому что... 7. Я считаю, что (ответ на третий предложенный вопрос), потому что... 8. Кроме того, (изложить информацию из последнего вопроса). 9. (Ответ на последний вопрос) 10. Таким образом, (сделать общий вывод). Такова моя позиция. ЗАДАНИЕ 4. ДИАЛОГ Время на подготовку: 0 минут Время на выполнение: до 3 минут Что самое важное: давать ПОЛНЫЕ ответы (желательно от 2 предложений). ПРИМЕРЫ ПЛОХИХ ОТВЕТОВ: – Облегчает или усложняет Интернет Вашу жизнь? – Облегчает. – Хотели бы Вы жить постоянно в одном времени года? – Думаю, нет, не хотел бы. ПРИМЕРЫ ХОРОШИХ ОТВЕТОВ: – Облегчает или усложняет Интернет Вашу жизнь? – Я считаю, что Интернет скорее облегчает мою жизнь, чем усложняет. К примеру, Интернет очень помогает мне в учёбе. Если меня интересует какой-то вопрос, то ответ на него довольно легко и быстро можно найти в Интернете. – Хотели бы Вы жить постоянно в одном времени года? – Думаю, нет, постоянно жить в одном времени года я не хотел бы. Хоть мне и нравится больше всего лето, но если представить, что, например, 10 лет подряд будет только лето, то я буду очень скучать по остальным временам года, по снегу, по прохладе. Каждое время года по-своему интересно. ИТОГ: Недостаточно ответить одной фразой. Желательно в ответ включить не менее двух предложений, аргументировав (пояснив) своё мнение. КЛИШЕ: ● Я думаю, что… ● Я считаю, … ● Как мне кажется, … ● По-моему, … ● По-видимому, … ● Следовательно, … ● Итак, … ● Таким образом, … ПЛОХО ЛИ, ЕСЛИ В МОЁМ ОТВЕТЕ БУДЕТ СЛИШКОМ МНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЙ? Лучше ответить много, чем мало. Если будет явный перебор предложений, то экзаменатор Вас остановит, сказав: «Достаточно». Однако в этом нет ничего плохого, за это баллы не снизят. | |
Категория: Родителям | Просмотров: 268 | |