Юрий Гагарин писал в своей книге «Дорога в космос»: «В Саратове я заболел болезнью, названия которой нет в медицине – неудержимая тяга в небо, тяга к полетам».
Когда Гагарин учился на последнем, четвертом курсе, он узнал, что в Саратове есть аэроклуб. В 1954 г., продолжая учиться в техникуме, Юрий Гагарин становится курсантом саратовского аэроклуба ДОСААФ.
После длительной наземной теоретической подготовки в феврале 1955 г. началась летная практика.
Курсант Гагарин совершил свой первый полет 1 июля 1955 г. За свой первый самостоятельный полет Юрий Гагарин получает отметку «отлично».
Учеба в техникуме подошла к концу, но Юрий остается еще на 8 месяцев, чтобы закончить обучение в аэроклубе. В 1955 г. у Гагарина на руках два диплома с отличием: об окончании индустриального техникума и об окончании аэроклуба. Перед ним встает сложный вопрос: какую профессию выбрать? Работать на производстве и помогать родителям или следовать мечте и стать летчиком? Сделать выбор ему помогла мать, Анна Тимофеевна Гагарина. В письме она написала, что из армии вернулся старший брат Валентин и семье стало полегче. Этим она как бы дала Юрию разрешение следовать мечте и стать летчиком. Ю.А. Гагарин уезжает учиться в Оренбургское летное военное училище.
В учёбе Юрий по всем предметам имел весьма высокие оценки и его даже назначили помощником командира взвода. Но при этом он никак не мог в совершенстве овладеть посадкой — нос самолёта всё время немного клонился вниз. В один момент из-за этого было даже принято решение отчислить его. Но Гагарин умолял дать ему ещё шанс, заявлял, что не представляет свою жизнь без неба. В итоге ему удалось осуществить идеальную посадку. В октябре 1957 года документ об окончании училища всё-таки был выдан Юрию Гагарину.
Затем он два года служил в истребительном авиаполку под Мурманском. А в конце 1959 года его включили в список кандидатов в космонавты и попросили приехать в столицу на медкомиссию. К этому времени он имел звание «старлея» (старшего лейтенанта).
К отправке человека в космос в Советском Союзе готовились очень тщательно. Выбор кандидатов в космонавты проходил под личным контролем главного конструктора Особого конструкторского бюро № 1 Госкомитета Совета Министров СССР по оборонной технике Сергея Павловича Королева. Королев был убежден, что лететь в космос должен профессиональный военный летчик реактивной истребительной авиации. Были и критерии к возрасту, внешним данным, здоровью. Само собой, что здоровье должно было быть идеальным, возраст – около тридцати лет, рост – не более 170 см, вес – до 68-70 кг.
День космонавтики. Наша страна — космическая держава, и этим стоит гордиться! Старшему лейтенанту Юрию Алексеевичу Гагарину было 27 лет. Выходец из крестьянской семьи, он окончил 1-е военное авиационное училище лётчиков имени К. Е. Ворошилова в Чкалове (ныне – Оренбург), служил в морской авиации, в 769-м истребительном авиационном полку122-й истребительной авиационной дивизии ВВС Северного флота. К концу 1959 года старший лейтенант Гагарин налетал 265 часов, имел квалификацию военного летчика 3-го класса.
12 апреля 1961 года старший лейтенант Юрий Гагарин на космическом корабле «Восток-1» впервые в мировой истории облетел Землю по орбите. Так началась эпоха активного изучения космоса посредством пилотируемых космических полетов. Юрий Гагарин получил всемирную известность, а на родине его заслуги были отмечены Золотой Звездой Героя Советского Союза и досрочно присвоенным званием майора. |